Верховный суд запретил продавать автомобили без документов
Закон о защите прав потребителя запрещает продавцу задерживать передачу оплаченного товара. Но что делать, если товар передан, а документы по нему — нет, и может ли покупатель требовать от продавца компенсацию? Как может защитить свои права автовладелец, которому продали машину, но не отдали паспорт транспортного средства, разобрался Верховный суд.
Неудачная покупка
Иван Бухвостов* купил машину в автосалоне «Реном». Автомобиль передали покупателю, но вместо оригинала паспорта транспортного средства (ПТС) вручили его копию. Когда спустя шесть дней Бухвостов так и не получил оригинал документа, он направил автосалону претензию. В ней он потребовал предоставить оригинал ПТС в течение трех дней. Но и это не решило вопрос. Тогда Бухвостов обратился в суд.
В иске, направленном в Сорочинский районный суд Оренбургской области, он потребовал обязать автосалон передать ему оригинал ПТС, а также взыскать неустойку за просрочку передачи оплаченного товара в размере 351,1 тыс руб., штраф 84,6 тыс руб. и 10 тыс руб. за моральный вред. Первая инстанция удовлетворила иск частично: продавца обязали передать покупателю документы на машину и взыскали моральный вред и штраф за то, что фирма отказалась удовлетворить требования покупателя добровольно — еще 5000 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований — выплате неустойки и штрафа, суд отказал. Решение устояло и в апелляции, Оренбургском областном суде.
Обосновывая отказ, суды пояснили: ч. 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей предусматривает ответственность продавца только тогда, когда он задержал передачу товара, а не относящихся к нему документов, как в случае Бухвостова. А значит взыскать неустойку за то, что продавец вовремя не передал оригинал ПТС, по закону о защите прав потребителя нельзя, сделали вывод две инстанции.
Отсутствие документов — недостаток товара
Гражданская коллегия Верховного суда под председательством судьи Вячеслава Горшкова, на рассмотрении которой и оказалось дело, сочла такой вывод неверным. Отсутствие подлинника ПТС — это по сути недостаток товара, то есть автомобиля, сделали вывод судьи (дело № 47-КГ17-8). Ведь отсутствие документов мешает использовать машину по прямому назначению. Значит истец имеет право отстаивать свои права, используя закон о защите прав потребителя. Если же недостаток не устранен, это влечет соответствующую ответственность со стороны продавца, предусмотренную этим законом, поправили коллег из нижестоящих инстанций в ВС.
Продавец обязан одновременно с передачей вещи передать относящиеся к ней документы, указали судьи в определении по делу, сославшись на ст. 456 ГК. П.3 ст. 23.1 закона о защите прав потребителей в свою очередь предусматривает, что если срок передачи товара нарушен и недостаток товара не устранили в минимальный срок (который не может быть больше 45 дней), то за каждый день просрочки продавец платит неустойку в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара. Неустойка взыскивается с того дня, когда товар должен быть передан по договору, до дня, когда товар наконец передали — или когда покупателю вернули деньги за товар, если он того потребовал. Если даже после того, как покупатель попросил продавца передать ему документы в разумный срок, этого не произошло, то от товара можно отказаться, пояснил Верховный суд.
Оставить комментарий