Страховщики против клиентов
Совместное исследование портала «Страхование» (проект агентства экономической информации «Прайм«) и редакции портала «Право.Ru» посвящено анализу судебной практики 2010 года по спорам страховых компаний с клиентами – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В исследовании изучены материалы вынесенных решений из базы данных арбитражных судов РФ? однако сознательно исключены дела по суброгации. Отдельно стоит отметить, что в общей массе дел, которые приходится рассматривать арбитражным судам страны, дела о суброгации составляют 99% от общего числа.
Всего были изучены материалы о восемнадцати крупнейших (по объему собранной страховой премии за 2010 году) страховых компаниях страны. В расчет брали все дела, решения по которым были вынесены арбитражными судами страны в любой инстанции. Данные по СГ «МСК» и «Спасским воротам» даны раздельно, поскольку в 2010 году юридическая процедура объединения двух компаний не была завершена.
Исследование ставило задачей выяснить эффективность работы юридических служб отдельных крупнейших компаний не «на потоке» суброгационных дел, а по отдельным разбирательствам между юридическими лицами, что подразумевает более высокий уровень подготовки сторон, чем в спорах с физлицами.
Один из важнейших выводов исследования заключается в том, что автокаско не только «локомотив» рынка страхования, но и явный груз для судебной системы. Из 977 дел, рассмотренных в исследовании, 540 относится к требованиям по договорам автокаско. Таким образом, даже с клиентами — юридическими лицами страховщики в основной массе судятся не «по заводам и пароходам», а по автомобилям. Примечательно, что по числу действовавших договоров с юридическими лицами в 2010 году лидером (если исключить ОСАГО) являлось не автокаско, а страхование имущества. Так с юридическими лицами действовало 483500 договоров автокаско, в то время как число договоров страхования имущества превысило 499000. Таким образом, превалирование исков по автострахованию может свидетельствовать о конфликтности правил страхования, которые используют страховщики в своей работе. Стоит также отметить, что на данную ситуацию повлияла и сложившаяся в последние годы практика страховых компаний, которые по полной программе пользовались возможностью изменять правила страхования в уведомительном порядке без согласования со страховым надзором.
Между тем, крупных исков, с объемом требований более 10 млн руб., было зарегистрировано не так много. Например, у «СОГАЗа» – крупнейший иск в прошлом году был от эстонского судовладельца Vikerkaar Transport OU с объемом требований на 132 млн руб. По большей же части, в арбитражных судах иски объемом от 500000 руб. до 5 млн руб. уже можно было отнести к крупным.
Среди других крупных исков можно отметить иск к «РЕСО-Гарантии» от ООО «Хроно-С» по страхованию имущества на 9,3 млн руб., к «РОСНО» от ИП Третьякова на 11 млн руб., к «Согласию» от ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» на 14 млн руб. (остался неудовлетворенным), к «Группе Ренессанс страхование» от ООО «Кедр» на 18,98 млн руб.
В рамках проведенной работы все оцениваемые компании были разбиты на три группы по двум параметрам: по соотношению проигранных исков к заявленным, а также по доле истребованных со страховой компании через суд средств. В первом случае наибольшую эффективность продемонстрировала СК «Согласие», у которой показатель проигранных дел составил «всего» 51,2% от рассмотренных в прошлом году судами. Стоит также отметить, что лидером рейтинга оказался единственный страховщик, который прокомментировал результаты работы своей юридической службы. «Роль правовой службы страховой компании увеличивается в прямой зависимости от увеличения объемов работы и спектра деятельности самой компании, так как неизбежно увеличивается и рисковая претензионно-исковая составляющая, которая ложится на плечи юристов страховщика. Не является исключением и работа правового управления СК „Согласие“, поскольку рост оборотов компании в последнее время является значительным. По итогам минувшего года можно сделать вывод, что в производстве правового управления наблюдается увеличение показателей по количеству дел и средней сумме претензионно-исковых требований. Эффективность работы правового управления подтверждается результатами рассмотрения крупных споров с участием компании. Так, по ситуации на 1 марта 2011 г. более 50% таких страховых споров (не включая суброгационную работу) с участием компании в первой инстанции разрешены в пользу страховщика. При этом подавляющая часть решений была оставлена в силе вышестоящими инстанциями», — говорится в комментарии «Согласия».
Наиболее печальные результаты работ юридических служб продемонстрировали следующие компании: «Цюрих» (проигравший три из четырех заявленных исков), «Ингосстрах» (75,81%), «СОГАЗ» (76,67%), СГ «МСК» (77,78%), «Спасские ворота» (80%), «Ростра» (88,46%) и СК «МАКС» (89,74% проигранных дел).
Стоит отметить, что компании «Спасские ворота» (с которой взыскано 78,69% заявленных суду требований), «Ростра» (78,69%), «МАКС» (89,74%) а также присоединившееся к ним «РОСНО» (88,46%), являются лидерами по числу истребованных с них по суду средств. И если ситуация по «Спасским воротам» и «Ростре» может быть объяснена некой потерей качества менеджмента в связи с происходящими в компаниях пертурбациями, то в случае двух других страховщиков – «РОСНО» и «МАКС» такой высокий уровень взысканных средств можно объяснить лишь высокой долей договоров автострахования в портфеле.
«Основные причины возрастающего количества обращений корпоративных клиентов в арбитражные суды – это необоснованные отказы, снижение размера выплат и затягивание рассмотрения страховых случаев», — говорит глава фирмы «Главстрахконтроль» Николай Тюрников. По его оценке, страховщики не доплачивают по признанным страховым случаям от 30 до 70%, а также увеличивают сроки рассмотрения страховых случаев – в среднем (по сложным убыткам) с вполне достаточных 2 месяцев до шести — восьми, то есть в 3-4 раза.
Можно с уверенностью прогнозировать, что в 2011 году возрастет как количество страховых исков, так и сумма взыскиваемых со страховщиков средств. Так, только к компании «АльфаСтрахование» в конце 2010 году – начале 2011 года были поданы несколько крупных исков. В частности, «ФСК ЕЭС» просило взыскать со страховщика 499 млн руб. по аварии на Чагинской подстанции в 2008 году (суд первой инстанции удовлетворил иск в полном объеме), и почти 110 млн руб. за аварию на подстанции «Пыть-Ях». В марте было суд утвердил мировое соглашение между Лебединским ГОКом и страховщиком по спору о взыскании 857,6 млн руб. Возможно, в 2011 году будет вынесено судебное решение по спору «СОГАЗа» и «Газпром добыча Астрахань» о взыскании со страховщика более 107 млн руб.
«В том, что 2011 год станет годом резкого роста страховых споров, рассматриваемых арбитражными судами, у меня сомнений нет. Очевидно, что в тяжелый для всех 2009 год, чуть менее тяжелый 2010 год, очень многие страховые компании работали над уменьшением расходов, в том числе, за счет сокращения выплат и отказов клиентам», — отмечает Тюрников.
Кроме того, можно отметить и тенденцию укрупнения объемов исков, прослеживающуюся в 2011 году. Например, согласно статистике «ГлавСтрахКонтроля», средний размер заявленных компанией исковых требований по корпоративным клиентам составляет 34,6 млн руб.
«Но подобная тенденция не должна продлиться долго. Мой прогноз – с 2013 года страховщики опять „повернутся лицом“ к своим корпоративным клиентам, которые к тому моменту изрядно в них разочаруются, и заново начнут выстраивать цивилизованные отношения», — уверен руководитель «ГлавСтрахКонтроля».