СКР предлагает судить за экстремизм без присяжных и ввести арест на 30 суток без предъявления обвинения
Заметная активизация борьбы с экстремизмом наблюдается в России перед президентскими и парламентскими выборами. В нее включился и председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, направивший письмо председателю ГД Борису Грызлову с предложением ужесточить наказание по экстремистским статьям, пишет «Независимая газета».
Как сообщил источник издания в Госдуме, текст обращения Александра Бастрыкина к Борису Грызлову уже отправлен для изучения в профильные комитеты нижней палаты. В письме главы СКР содержится предложение убрать экстремистские статьи из юрисдикции присяжных. Кроме того, он предлагает внести некоторые изменения в Уголовно-процессуальный кодекс. В частности, просит утвердить меру пресечения в виде ареста до 30 суток без предъявления обвинения по преступлениям, требующим сложной доказательной базы, к которым как раз и относятся экстремистские.
В конце минувшей недели сами депутаты Госдумы тоже продолжили дискуссию о реформе уголовного законодательства России. На этот раз, впрочем, речь зашла не о либерализации, а об ужесточении наказаний за отдельные виды преступлений. На заседании социально-консервативного клуба партии «Единая Россия» зампредседателя комитета ГД по законодательству Андрей Назаров предложил ввести новые квалифицирующие признаки по трем видам преступлений. По мнению депутата, требуют существенного дополнения уголовные статьи за призывы к экстремистской деятельности, террористической деятельности, а также за возбуждение ненависти и вражды. Он считает: если подобные преступления совершены группой лиц и повлекли за собой массовые беспорядки, то виновные должны получать до 10 лет заключения. Сейчас самый высокий порог по этим преступлениям – семь лет заключения за призывы к террористической деятельности.
Как пояснил депутат Назаров, «предложение этих поправок связано с тем, что в последнее время наметилась тенденция к обострению проблемы экстремизма и массовых беспорядков, возникающих на почве межнациональной розни». По словам Назарова, «статистика по этим видам преступлений говорит сама за себя: если в 2004 году экстремистских преступлений было зарегистрировано 130, то в прошлом году их было уже 597. Причем это преступления слабораскрываемые, поэтому речь идет только об официальной статистике», – говорит Назаров. Также собеседник рассказал, что правоохранительными органами было выдвинуто предложение ввести такой квалифицирующий признак по экстремистским статьям, как «неоднократность», но в современном УК ввести этот признак оказалось невозможно. Назаров отметил, что при существующем порядке экстремисты чаще всего отделываются штрафом и продолжают призывать к насильственному изменению строя и межнациональной розни, у правоохранительных органов просто опускаются руки, когда они работают с этими статьями УК. Вскоре, по его словам, поправки будут внесены на рассмотрение в ГД.