Дознавателям добавят полномочия следователей в организации оперативно-розыскных мероприятий

24 Фев 2011 Новости

Дознавателям могут разрешить давать органу дознания письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий. Завтра Госдума рассмотрит в первом чтении соответствующий законопроект «О внесении изменений в статьи 41 и 152 УПК РФ». Законопроект № 395872-5 внесен в Госдуму в июне 2010 года Законодательным Собранием Оренбургской области. По мнению разработчиков документа, внесение изменений в УПК РФ позволит исключить факты затягивания сроков расследования по уголовным делам и оптимизировать процесс дознания, исключить факты принятия незаконных процессуальных решений.

Документ дополняет часть 3 статьи 41 УПК РФ, определяющей полномочия дознавателя, положением, согласно которому дознаватель может давать органу дознания «обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении».

Кроме того, часть 1 статьи 152 УПК РФ (место производства предварительного расследования) после слова «следователь» в соответствующих падежах дополняется словом «дознаватель». Согласно поправкам, в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте не только следователь, но и дознаватель будет вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю, дознавателю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.

В пояснительной записке к законопроекту указывается на то, что согласно пункту 4 части 2 статьи 38 УПК РФ, следователь может давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Дознаватель же вправе (пункт 1 части 3 статьи 41 УПК РФ) лишь самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия. Кроме того, часть 1 статьи 152 УПК РФ предусматривает право следователя поручать производство следственных или розыскных действий органу дознания. Право на дачу поручений дознавателем при расследовании уголовного дела данной статьей не закреплено.

«В практике расследования дознавателями уголовных дел часто возникает необходимость производства неотложных следственных действий иными органами дознания. Например, в связи с необходимостью допроса жителей села, удаленно находящегося от отдела внутренних дел, которые не могут прибыть для допроса к дознавателю», указывается в пояснительной записке.

Кроме того, авторы законопроекта подчеркивают, что практика расследования уголовных дел сотрудниками специализированных подразделений дознания свидетельствует о том, что дознаватели нередко дают поручения органу дознания о производстве следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий.

Данный законопроект при условии внесения ряда поправок был поддержан Правительством РФ. В официальном отзыве Правительства говорится, что «положения законопроекта, направленные на уточнение полномочий дознавателя, заслуживают поддержки. Вместе с тем предложение о внесении изменений в часть первую статьи 152 УПК требует корректировки, поскольку в представленной редакции допускается возможность дачи дознавателем соответствующего поручения не только дознавателю или органу дознания, но и следователю. Кроме того, текст законопроекта необходимо привести в соответствие с правилами юридической техники».

С данным замечанием согласился и Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, который тоже поддержал проект закона при условии внесения корректив. В заключении Комитета говорится, что «предлагаемое изменение в пункт 1.1 части 3 статьи 41 УПК РФ не в полной мере согласуется с ФЗ „Об оперативно-розыскной деятельности“. В соответствии со статьей 8 ФЗ „Об оперативно-розыскной деятельности“ оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные пунктами  4, 6 — 14 части 1 статьи 6 этого закона (проверочная закупка; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент)  проводятся, главным образом, по тяжким и особо тяжким преступлениям. Но по таким категориям преступлений не осуществляется предварительное расследование в форме дознания (статья 150 УПК РФ)». Комитет считает целесообразным ограничиться такими оперативно-розыскными мероприятиями, как установленные пунктами 1—3, 5 статьи 6 этого закона: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов.

 

Последние консультации

  • Увольнение без моего согласия
    пытаются уволить по согласию сторон предлагают два голых оклада, я против. Работаю по договору. хотелки нового руководства. Как быть? 

  • Снятие с регистрационного учета. Как выписать бывших членов семьи?
    Здравствуйте, уважаемый адвокаты. У меня такой вопрос. Я проживаю в квартире вместе с сыном и мужем. Право собственности на квартиру принадлежит мне (1/3 доли), сыну (1/3) доли, и моей внучке (1/3) доли. Внучка с матерью (бывшей женой моего сына, прописанной в нашей квартире) уже около трех лет проживают в другом регионе, не участвуют в общих семейных делах, за квартиру не платят. Скажите, можно ли их каким-нибудь образом выписать из квартиры внучку и бывшую жену сына? И если можно, то кто должен писать заявление в суд - я или сын? Или мы должны подать совместное заявление, так как оба являемся собственниками? Или если же выписать нельзя, то как нам снизить размер платы за жилье, чтобы внучку и бывшую жену мужа не брали в учет при составлении квитанции за жилье? Большое спасибо.

  • Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?
    В 2007г. произошёл пожар в сельской местности по вине соседей. инспектор ОГПН МЧС перенёс очаг возгорания в моё подворье (сговор или взятка). В 2008г. добился через прокуратуру возбуждения уг. дела(ст.168 УК), но ОВД "не заинтересовано" в расследовании, отказывает в почерковедческой экспертизе и т.д. Провёл собственное расследование. Подделка подписей очевидцев, Определение без подписей, на одном из них сомнительные печати, искажение показаний в Отказном производстве и т.п. Признаки состава преступления по ст.ст.8, 140,285,303 УК. Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?