Генпрокуратура: Об исполнении законодательства о занятости населения, защите от безработицы и об оплате труда
Проверка, проведенная с участием прокуроров субъектов РФ, показала, что органы государственной власти, местного самоуправления, службы занятости населения и органы контроля неудовлетворительно исполняют законодательство о занятости населения и осуществляют контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
Не во всех регионах приняты и реализуются муниципальные программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе несовершеннолетних и молодежи (Республика Калмыкия, Хабаровский и Краснодарский края, Псковская и Омская области).
В ряде регионов органы исполнительной власти и местного самоуправления приняли нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда и занятости населения, не соответствующие требованиям законодательства. По протестам прокурора Астраханской области отменены 3 постановления правительства, которые неправомерно ограничили права работников, находящихся в режиме простоя, на временное трудоустройство и опережающее профессиональное обучение.
Установлены многочисленные нарушения в деятельности служб занятости населения по оказанию услуг в сфере защиты от безработицы. Повсеместно нарушаются права граждан при регистрации и постановке на учет в качестве безработных. В ряде регионов существовала практика истребования у них документов и иных сведений, не предусмотренных законом. Так, в Самарской, Воронежской, Курской, Свердловской областях у безработных запрашивались справки о составе семьи и страховые пенсионные свидетельства.
Органы служб занятости населения Забайкальского, Камчатского, Красноярского краев, Калининградской, Кемеровской, Рязанской, Тверской областей не в полном объеме проводят мероприятия по оказанию содействия в трудоустройстве инвалидов и несовершеннолетних. Из зарегистрированных в качестве безработных в Псковской области инвалидов трудоустроен на предприятиях и в организациях только каждый третий, в Иркутской — каждый второй.
В республиках Бурятия, Тыва, Ингушетия, Татарстан, Хакасия, Ставропольском крае, Оренбургской области, Удмуртской и Чувашской республиках выявлены нарушения при временном трудоустройстве несовершеннолетних. Так, многие договоры об организации труда детей в свободное от учебы время, заключаемые службами занятости с работодателями, не соответствовали требованиям законодательства о труде. Отсутствовал контроль за их исполнением, в том числе своевременностью и полнотой выплат сумм материальной поддержки и оплаты труда.
Практически во всех субъектах не соблюдается порядок организации общественных работ и условия участия в них граждан. Зачастую такие работы осуществлялись в организациях, не включенных в региональную программу поддержки занятости населения, договоры на выполнение общественных работ неправомерно заключались с организациями, проходящими процедуру банкротства или имеющими задолженности.
Службы занятости населения не исполняют положения закона при назначении безработным гражданам пособия по безработице, приостановке или прекращении его выплаты. Только в двух регионах – в Хабаровском крае и Иркутской области в 2009-2010 гг. выявлено свыше 4 тыс. неправомерных выплат гражданам пособий по безработице на сумму около 6 млн. руб.
Всего в ходе проверки прокуроры выявили более 48,7 тыс. нарушений законодательства, для устранения которых внесено около 8 тыс. представлений, опротестовано свыше 1,2 тыс. незаконных правовых актов, к дисциплинарной ответственности привлечено более 2,5 тыс. виновных лиц. В суды направлено около 21 тыс. исков и заявлений на сумму 244 млн. руб. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечены свыше 2500 человек. Органами следствия и дознания возбуждено 208 уголовных дел, по результатам расследования в суды уже направлено 90 уголовных дел.