Госдуме рекомендовано принять поправки в АПК и ТК об ответственности директоров

21 Сен 2010 На главнойНовости

Комитет Госдумы по финансовому рынку сегодня рекомендовал палате принять в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части привлечения к ответственности членов органов управления хозяйственных обществ».

По информации пресс-службы правительства РФ, основная идея законопроекта заключается в совершенствовании российского законодательства в сфере регулирования отношений, связанных с исполнением членами органов управления хозяйственных обществ своих обязанностей перед обществами, а также привлечением указанных лиц к гражданско-правовой ответственности.

Законопроект предполагает внесение необходимых изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Основные вопросы, решаемые в законопроекте, состоят в следующем.

1. Согласно статье 53 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей обязано по иску учредителя (участника) возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

В развитие положений Гражданского кодекса Российской Федерации статья 71 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статья 44 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливают общие правила привлечения к ответственности членов органов управления хозяйственного общества.

Основным недостатком существующих правовых норм является их слишком общий характер, в связи с чем законопроект закрепляет в указанных федеральных законах наиболее значимые критерии неразумного и недобросовестного поведения членов управления хозяйственных обществ.

В частности, к ним относятся: принятие решения без учета имеющейся у члена органа управления хозяйственного общества информации; бездействие в отношении того, чтобы получить необходимую для принятия решения информацию; наличие конфликта между личными интересами члена органа управления хозяйственного общества и интересами общества; действие в нарушение требований законодательства, устава и внутренних документов общества; невыполнение без уважительных причин своих обязанностей.

Законопроект определяет ответственность членов органов управления за убытки, причиненные неразумными и (или) недобросовестными действиями (бездействием) при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей.

В соответствии с законопроектом руководитель общества считается виновным, если при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей он действовал неразумно и (или) недобросовестно. При этом бремя доказывания того, что он действовал при отсутствии установленных законом обстоятельств, являющихся неразумным и (или) недобросовестным поведением, лежит на нем. При отсутствии таких обстоятельств действия руководителей общества признаются разумными и добросовестными.

2. Законопроект определяет перечень оснований, за которые руководители могут привлекаться к ответственности, а также круг лиц, перед которыми они несут ответственность. Так, руководители общества несут ответственность перед обществом, а также субсидиарную с обществом ответственность перед его акционерами, владельцами иных эмиссионных ценных бумаг общества и (или) иными лицами в случаях, предусмотренных законодательством, за убытки, причиненные их виновными действиями (бездействием), т.е. неразумными и (или) недобросовестными.

В частности, законопроект предусматривает, что руководители общества несут субсидиарную с обществом ответственность за убытки, причиненные вследствие: нарушения порядка приобретения эмиссионных ценных бумаг открытого общества, предусмотренного главой XI1 Федерального закона «Об акционерных обществах»; непредоставления преимущественного права приобретения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, или нарушения порядка его осуществления; нарушения срока и порядка выплаты объявленных дивидендов; иных нарушений, предусмотренных законом.

3. Наряду с определением критериев недобросовестного и неразумного поведения, в законопроекте устанавливается конкретный перечень прав и обязанностей членов органов управления общества, что является очень важным при определении оснований для привлечения их к ответственности.

Кроме того, устанавливается перечень ограничений для лиц, которые не могут занимать должности в органах управления хозяйственных обществ.

В частности, это лица, в отношении которых действует административное наказание в виде дисквалификации; лица, имеющие судимость за умышленные преступления; лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу, а также ряд иных ограничений.

Указанные ограничения позволят не допустить в совет директоров или иной орган управления хозяйственного общества лиц, которые не могут добросовестно и разумно осуществлять права и исполнять обязанности, возложенные на них обществом и, тем самым, снизить количество нарушений при исполнении членами органов управления своих функций.

4. Законопроект расширяет перечень субъектов — должностных лиц хозяйственных обществ, которые могут быть привлечены к ответственности за их недобросовестные и неразумные действия.

В случае если функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества переданы управляющей организации, устанавливается возможность привлечения к ответственности непосредственно лица, занимающего должность (осуществляющего функции) единоличного исполнительного органа такой управляющей организации, которое согласно законопроекту несет солидарную с управляющей организацией ответственность за убытки, причиненные обществу и (или) его участникам.

5. В законопроекте устраняется существующая в действующем законодательстве коллизия между положениями об ответственности членов органов управления хозяйственного общества в трудовом и гражданском законодательстве Российской Федерации. Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 277) содержит отсылочную норму о том, что убытки руководителя (члена коллегиального исполнительного органа) организации, причиненные их виновными действиями, возмещаются в случаях, предусмотренных законом. В свою очередь, положения об ответственности, содержащиеся в корпоративном законодательстве, также носят отсылочный характер и применяются только в случае, если «иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами».

Законопроект вводит обязательность заключения между обществом и членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, членами коллегиального исполнительного органа общества гражданско-правовых договоров, устанавливающих их права, обязанности и ответственность. Одновременно с этим вносится изменение в статью 11 Трудового кодекса Российской Федерации, целью которого является выведение отношений, возникающих между членами совета директоров, членами коллегиального исполнительного органа и обществом, из-под регулирования со стороны трудового законодательства.

6. Проектом устанавливаются правовые основы для страхования ответственности членов органов управления хозяйственных обществ.

Поскольку в силу прямого указания статьи 932 Гражданского кодекса Российской Федерации такой вид страхования, как страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, может быть использован только в предусмотренных законом случаях, законопроект вносит соответствующие изменения в федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью», устанавливающие такую возможность.

Одновременно с этим устанавливается обязанность одобрения существенных условий договора страхования ответственности общим собранием акционеров по предложению совета директоров общества.

 

Последние консультации

  • Увольнение без моего согласия
    пытаются уволить по согласию сторон предлагают два голых оклада, я против. Работаю по договору. хотелки нового руководства. Как быть? 

  • Снятие с регистрационного учета. Как выписать бывших членов семьи?
    Здравствуйте, уважаемый адвокаты. У меня такой вопрос. Я проживаю в квартире вместе с сыном и мужем. Право собственности на квартиру принадлежит мне (1/3 доли), сыну (1/3) доли, и моей внучке (1/3) доли. Внучка с матерью (бывшей женой моего сына, прописанной в нашей квартире) уже около трех лет проживают в другом регионе, не участвуют в общих семейных делах, за квартиру не платят. Скажите, можно ли их каким-нибудь образом выписать из квартиры внучку и бывшую жену сына? И если можно, то кто должен писать заявление в суд - я или сын? Или мы должны подать совместное заявление, так как оба являемся собственниками? Или если же выписать нельзя, то как нам снизить размер платы за жилье, чтобы внучку и бывшую жену мужа не брали в учет при составлении квитанции за жилье? Большое спасибо.

  • Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?
    В 2007г. произошёл пожар в сельской местности по вине соседей. инспектор ОГПН МЧС перенёс очаг возгорания в моё подворье (сговор или взятка). В 2008г. добился через прокуратуру возбуждения уг. дела(ст.168 УК), но ОВД "не заинтересовано" в расследовании, отказывает в почерковедческой экспертизе и т.д. Провёл собственное расследование. Подделка подписей очевидцев, Определение без подписей, на одном из них сомнительные печати, искажение показаний в Отказном производстве и т.п. Признаки состава преступления по ст.ст.8, 140,285,303 УК. Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?