К вопросу о совершенствовании налогового контроля…
Госдума в пятницу приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения», упорядочивающий налоговый контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, уточнение перечня взаимозависимых лиц и совершенствование основ определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным (регулируемым) ценам для целей налогообложения, создание действенных механизмов противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов.
Действие законопроекта распространяется на организации и физических лиц, которые совершают контролируемые сделки, предусмотренные законопроектом, а также на налоговые органы.
Законопроектом признается утратившими силу статьи 20 и 40 части первой НК РФ, дополняется разделом V1, регулирующим вопросы взаимозависимости лиц для целей налогообложения, общие положения о ценах и налогообложении, методы, используемые при определении соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения и круг контролируемых сделок, а также вопросы налогового контроля и соглашений о ценообразовании.
Законопроектом предусматривается сохранить две группы оснований для признания лиц взаимозависимыми: по закону и по решению суда.
Перечень лиц, признаваемых взаимозависимыми лицами по закону, расширяется по сравнению с действующим в настоящее время, в него включаются:
организации – в случае, если одна организация (совместно с ее взаимозависимыми лицами, указанными в настоящем пункте) непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 20 процентов;
физическое лицо (совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в настоящем пункте) и организация — в случае, если физическое лицо непосредственно и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 20 процентов;
организации — в случае, если одно и то же лицо (совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в настоящем пункте) непосредственно и (или) косвенно участвует в этих организациях, и доля такого участия в каждой организации составляет более 20 процентов;
основное общество (товарищество) и его дочерние общества;
организация и член ее совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член ее коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
организации и (или) физические лица — в случае, если доля непосредственного участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;
физические лица — в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
физические лица, которые состоят в браке, родстве или свойстве, усыновитель и усыновленный, опекун (попечитель) и подопечный;
учредитель доверительного управления (траста, траст-фонда, созданного в соответствии с законодательством иностранного государства), доверительный управляющий и выгодоприобретатель, а также доверительный управляющий и организации, управление которыми осуществляет доверительный управляющий;
лица — в случае, если одно из них и представитель другого лица являются взаимозависимыми лицами, либо когда представители этих двух лиц являются взаимозависимыми лицами, и их взаимозависимость оказывает влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых указанными лицами, и (или) экономические результаты их деятельности.
Законопроектом определяется следующий перечень контролируемых сделок:
а) сделки между взаимозависимыми лицами.
б) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, входящими в состав следующих товарных групп: нефть и нефтепродукты, черные металлы, цветные металлы, драгоценные металлы и драгоценные камни (по перечню товаров, утверждаемому Минэкономразвития России);
в) сделки между российскими организациями (иностранными организациями через их постоянные представительства в России, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации) и лицами, местом нахождения (местом жительства) которых являются государства и территории, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса, либо если бенефициарами по таким сделкам являются лица, включенные в указанный перечень.
Кроме того, предусматривается шесть методов определения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.