Медведев признал избирательность правоприменения в России и ответственность государства за правовой нигилизм

4 Май 2011 На главнойНовости

Это признание сделано в документе под названием «Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», об утверждении которого сообщила сегодня пресс-служба Кремля. Избирательность в применении норм права названа одним из важнейших условий, способствующих распространению правового нигилизма, наряду с несовершенством законодательства и практики его применения. Другие условия – это «недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций за их нарушение». Таким образом, в документе признается ответственность государства за правовой нигилизм, существующий в обществе – оно способствует его распространению своими действиями или бездействием.

Сам же правовой нигилизм общества, по сути, назван одной из главных российских проблем – он «препятствует развитию России как современного цивилизованного государства». «Правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд), – говорится в документе. – Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России являются серьезной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права».

Констатируя печальное положение вещей, документ ставит и ряд целей, которые должны быть достигнуты в результате реализации госполитики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Первым в перечне стоит «формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма». Кроме того, говорится о повышении уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности, о создании системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения, а также о внедрении в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

В конечном счете, как расчитывают авторы документа, реализация госполитики приведет к повышению уровня правовой культуры, без которой «не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов».

Часть мер государственной политики в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения носят декларативный характер, как, например, упоминание совершенствования «правового механизма реализации гражданами прав, свобод и исполнения ими обязанностей, а также эффективной защиты прав и законных интересов граждан». Вместе с тем, есть и положения, которые могут быть основой для конкретных реформ. К ним можно отнести организацию «системного мониторинга» законодательства и правоприменения, обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем, обеспечение доступности всем слоям населения юридических услуг, в том числе оказываемых адвокатами и нотариусами, а также «поэтапное» введение практики оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи и содействия гражданам при получении ими государственных и муниципальных услуг.

Несколько конкретных мероприятий планируется для образовательной сферы. Среди них включение в основную программу дошкольного и начального образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, подготовка преподавателей учебного предмета «Право», прогнозирование потребностей экономики в специалистах с высшим юридическим образованием, а также распространение положительного опыта «юридических клиник», представляющих собой форму оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению.

В документе говорится, что важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц. Для ее решения намечен ряд мер в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности. Среди прочего предусматривается разработка и реализация системы мер государственного стимулирования реализации правовых творческих проектов, доступных для непрофессионального восприятия, информационных материалов, предоставляющих базовые юридические знания и формирующих правовую культуру и правосознание граждан, введение механизма публичной оценки и рекомендаций в случае «предполагаемого распространения произведений и информационных материалов, рекламной продукции, открыто пропагандирующих межнациональную и религиозную рознь, грубое нарушение норм общественной морали, неуважение к закону и суду», а также введение целевого финансирования для пополнения общедоступных библиотечных фондов популярной юридической литературы.

Авторы «Основ» осознают, что успешная реализация программы невозможна без заинтересованного участия со стороны адекватной части чиновничества, юридического сообщества и общества в целом. Поэтому они предусмотрели «создание системы моральных и материальных стимулов и поощрений активного участия в осуществлении государственной политики».

 

Последние консультации

  • Увольнение без моего согласия
    пытаются уволить по согласию сторон предлагают два голых оклада, я против. Работаю по договору. хотелки нового руководства. Как быть? 

  • Снятие с регистрационного учета. Как выписать бывших членов семьи?
    Здравствуйте, уважаемый адвокаты. У меня такой вопрос. Я проживаю в квартире вместе с сыном и мужем. Право собственности на квартиру принадлежит мне (1/3 доли), сыну (1/3) доли, и моей внучке (1/3) доли. Внучка с матерью (бывшей женой моего сына, прописанной в нашей квартире) уже около трех лет проживают в другом регионе, не участвуют в общих семейных делах, за квартиру не платят. Скажите, можно ли их каким-нибудь образом выписать из квартиры внучку и бывшую жену сына? И если можно, то кто должен писать заявление в суд - я или сын? Или мы должны подать совместное заявление, так как оба являемся собственниками? Или если же выписать нельзя, то как нам снизить размер платы за жилье, чтобы внучку и бывшую жену мужа не брали в учет при составлении квитанции за жилье? Большое спасибо.

  • Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?
    В 2007г. произошёл пожар в сельской местности по вине соседей. инспектор ОГПН МЧС перенёс очаг возгорания в моё подворье (сговор или взятка). В 2008г. добился через прокуратуру возбуждения уг. дела(ст.168 УК), но ОВД "не заинтересовано" в расследовании, отказывает в почерковедческой экспертизе и т.д. Провёл собственное расследование. Подделка подписей очевидцев, Определение без подписей, на одном из них сомнительные печати, искажение показаний в Отказном производстве и т.п. Признаки состава преступления по ст.ст.8, 140,285,303 УК. Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?