Принят закон о национальной платежной системе

15 Июн 2011 На главнойНовости

Госдума 14 июня 2011 г. приняла законопроект «О национальной платежной системе«.

Предметом правового регулирования законопроекта является регулирование деятельности организаций — операторов по переводу денежных средств, включая операторов электронных денег, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, определение требований к организации и функционированию платежных систем, порядка осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

В главе «Общие положения» законопроекта раскрывается предмет регулирования, а также вводится глоссарий используемых понятий (оператор по переводу денежных средств, оператор платежной системы, оператор электронных денег, платежный агент, платежная система, платежная инфраструктура, операционный центр, клиринговый центр, расчетный центр, перевод электронных денег, электронные деньги, электронные средства платежа).
В главе второй законопроекта определяются требования к деятельности операторов по переводу денежных средств, включая операторов электронных денег, операторов платежных систем и операторов услуг платежной инфраструктуры.

В частности, статья 7 законопроекта устанавливает требования к деятельности оператора платежной системы, включая его обязанности (разработка и принятие правил платежной системы, привлечение операторов услуг платежной инфраструктуры, обеспечение управления рисками, надежности платежной системы), регистрацию в реестре операторов платежных систем, ведущемся Банком России, требования по предоставлению правил платежной системы, информации, касающейся платежной системы, в Банк России.

Кроме того, присутствуют специальные положения, устанавливающие требования к деятельности оператора электронных денег и осуществлению перевода электронных денег, а также требования к деятельности оператора по переводу денежных средств при привлечении им платежного агента (субагента).

В отношении операционных центров, клиринговых центров предусмотрена возможность ограничения размера их ответственности размером неустойки, за исключением случаев умышленного неоказания (ненадлежащего оказания) операционных услуг, клиринговых услуг.

Отдельно предусматривается, что клиринговый центр, являющийся кредитной организацией, Внешэкономбанком может становиться в порядке, предусмотренном правилами платежной системы и договорами об оказании клиринговых услуг стороной (центральным клиринговым контрагентом) по денежным обязательствам, возникающим (возникшим) у операторов по переводу денежных средств. В отношении деятельности центральных клиринговых контрагентов устанавливаются дополнительные требования, соответствующие международным стандартам.

Глава третья законопроекта касается организации и функционирования платежной системы, включая общие требования к правилам платежной системы, принципы участия в платежной системе, критерии значимости платежных систем, требования к трансграничным платежным системами (в части их функционирования на территории Российской Федерации), порядок осуществления клиринга и расчета в платежной системе, средства минимизации рисков в платежной системе.

В частности, предусматриваются критерии значимости платежной системы (системно значимой или социально значимой), а также предусматривается право Банка России устанавливать к значимым платежным системам дополнительные требования, учитывающие специфику функционирования данных платежных систем.

Законопроектом устанавливаются требования о создании системы управления рисками в платежной системе и обеспечении исполнения обязательств участников платежной системы по переводу денежных средств, одним из способов которого является гарантийный фонд платежной системы.

Отдельная глава законопроекта посвящена надзору и наблюдению в национальной платежной системе.

Надзор и наблюдение осуществляется Банком России, включая полномочия надзорного органа, перечень применяемых предупредительных и принудительных мер воздействия. Указанная деятельность Банка России предполагает, в частности, полномочия Банка России давать рекомендации операторам по переводу денежных средств, операторам платежных систем, операторам услуг платежной инфраструктуры по вопросам их деятельности, проводить оценку соответствия деятельности соответствующих операторов данным рекомендациям, а также при необходимости предлагать по результатам оценки изменения в деятельность операторов.

Кроме того, предусматриваются положения о взаимодействии Банка России с федеральными органами исполнительной власти, а также с центральными банками, иными органами наблюдения в национальных платежных системах иностранных государств.

 

Последние консультации

  • Увольнение без моего согласия
    пытаются уволить по согласию сторон предлагают два голых оклада, я против. Работаю по договору. хотелки нового руководства. Как быть? 

  • Снятие с регистрационного учета. Как выписать бывших членов семьи?
    Здравствуйте, уважаемый адвокаты. У меня такой вопрос. Я проживаю в квартире вместе с сыном и мужем. Право собственности на квартиру принадлежит мне (1/3 доли), сыну (1/3) доли, и моей внучке (1/3) доли. Внучка с матерью (бывшей женой моего сына, прописанной в нашей квартире) уже около трех лет проживают в другом регионе, не участвуют в общих семейных делах, за квартиру не платят. Скажите, можно ли их каким-нибудь образом выписать из квартиры внучку и бывшую жену сына? И если можно, то кто должен писать заявление в суд - я или сын? Или мы должны подать совместное заявление, так как оба являемся собственниками? Или если же выписать нельзя, то как нам снизить размер платы за жилье, чтобы внучку и бывшую жену мужа не брали в учет при составлении квитанции за жилье? Большое спасибо.

  • Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?
    В 2007г. произошёл пожар в сельской местности по вине соседей. инспектор ОГПН МЧС перенёс очаг возгорания в моё подворье (сговор или взятка). В 2008г. добился через прокуратуру возбуждения уг. дела(ст.168 УК), но ОВД "не заинтересовано" в расследовании, отказывает в почерковедческой экспертизе и т.д. Провёл собственное расследование. Подделка подписей очевидцев, Определение без подписей, на одном из них сомнительные печати, искажение показаний в Отказном производстве и т.п. Признаки состава преступления по ст.ст.8, 140,285,303 УК. Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?