В Госдуме предложили ввести уголовную ответственность за оскорбление учителя
В Государственной думе предлагают ввести уголовную ответственность за оскорбления школьных учителей, сообщает газета «Известия». Автором инициативы выступил председатель комитета палаты по образованию Виктор Шудегов («Справедливая Россия»).
В частности, парламентарий предлагает приравнять публичное оскорбление учителя при исполнении профессиональных обязанностей или применение насилия к нему к аналогичным действиям по отношению к представителю власти. Поправки Шудегов намерен внести в ч.2 ст. 47 закона об образовании (правовой статус педагогических работников; права и свободы педагогических работников) и привязать их к ст. 319 Уголовного кодекса РФ (оскорбление представителя власти). Нарушителю закона грозит штраф, а также обязательные и исправительные работы на срок от 6 месяцев до 1 года.
По словам Шудегова, поправками устанавливается запрет на «оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения» для учеников и их родителей.
Парламентарий добавил, что уголовную ответственность можно ввести для взрослых. Наказание для детей он предложил дисциплинарное: от выговора до исключения из школы.
Поправки в закон об образовании также касаются и стимулов, благодаря которым учителя продолжат работу в школе. Шудегов, в частности, предлагает ввести право на отпуск до года с оплатой половины суммы заработной платы. Эта мера коснется педагогов с непрерывным десятилетним стажем.
По мнению председателя Московской коллегии адвокатов Андрея Князева, «никаких преференций в вопросах защиты по статусу у педагогов нет, а вину их обидчиков не усугубляет то, что в качестве потерпевшего выступает педагог». Он отметил, что оскорбление и причинение вреда педагогу наказывается в соответствии с общегражданскими законами.
Шудегов и ранее выступал автором поправок в закон образовании. Комитет Госдумы по образованию в августе 2013г. подготовил нормы, которые снимают с Единого государственного экзамена статус обязательного. Как пояснил депутат, это приведет к образованию двух потоком выпускников и абитуриентов: с ЕГЭ и без такового. Однако проект потребовал колоссальные бюрократических и финансовых издержек. По задумке авторов инициативы, она предполагала дополнительных контролеров за сдачей экзаменов, программ, методик и т.д.
«Если вводить и то, и другое, то количество специалистов, которые будут задействованы в проведении экзаменов – и традиционных, и по ЕГЭ – практически удваивается, – пояснил Шудегов. – В вузах уже не создавались такие экзаменационные комиссии, которые были раньше, когда специально нанимали учителей русского языка и литературы, которые занимались проверкой сочинений. А сочинения писали все без исключения абитуриенты. Это были огромные расходы со стороны вузов».
Однако поправки в закон «Об образовании», который вступил в силу с 1 сентября 2013г., приняты не были.