ВАС нашел, что еще запретить третейским судам

18 Фев 2014 На главнойНовости

vas_rf.jpgСовсем недавно Высший арбитражный суд согласился с предложением изъять из компетенции третейских судов споры, связанные с реализацией государственных и муниципальных контрактов, а теперь вынес аналогичный запрет в отношении конфликтов, вытекающих из договоров аренды лесных участков. Несмотря на то что Минюст при поддержке влиятельных депутатов Госдумы готовит реформу негосударственных арбитражей, расширяющих их компетенцию, ВАС действует в противоположном направлении. Эксперты в недоумении: в рассмотренном деле стандартный гражданско-правовой договор превратился «чуть ли не новую конструкцию».

В 2007 году ООО «Форест-групп» выиграло конкурс и получило в аренду от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия лесной участок площадью 14 665 га для заготовок древесины. Но арендную плату фирма задолжала, и в 2012 году ведомство в соответствии с арбитражной оговоркой в договоре обратилось в третейский суд при Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья с иском к «Форест-групп» на 350 000 руб., включая пени. Но арбитраж эти требования удовлетворил в минимальной степени, взыскав только 6500 руб. неустойки, и тогда министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия и попросило отменить решение третейского суда (дело А26-9592/2012).

Суть разногласий в материалах арбитражного дела не отражается, известно лишь, что истец, ответчик и третейский суд разошлись в том, как надо применять ст. 73 Лесного кодекса и условия договора аренды в контексте ежегодно допустимого объема изъятия древесины, установленного в проекте освоения лесов. Но для обжалования решения арбитража в государственных судах это не имело значения, поскольку последние рассматривали только один аргумент министерства — ссылку на аффилированность третейского суда с ответчиком. Чиновники указывали на то, что, согласно выписке из ЕГРЮЛ, исполнительным секретарем ассоциации, создавшей его, является Ирина Перова — учредитель и генеральный директор управляющей компании группы предприятий — арендаторов лесных участков, в договоры с которыми включалась третейская оговорка: ООО «Форест-групп», ООО «Поросозеро-лес», ООО «Олонец-древ», ООО «Лесная биржа», ООО «Питкяранта-лес».

Но этот довод не сработал. Суд первой инстанции его назвал несостоятельным, поскольку возможностью влиять на формирование третейского суда обладает только его председатель. С этой позицией согласился и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, но судьи надзора передали дело на рассмотрение Президиума ВАС.

При этом Сергей Сарбаш, Анатолий Бабкин и Инна Панова предложили свою аргументацию. «При передаче лесных участков в аренду имеет место совокупность публичного интереса, публичного субъекта и публичных (бюджетных) средств», — заметили судьи. Это значит, что отношения в сфере аренды лесных участков характеризуются особой общественной значимостью и подлежат публичному контролю не только на этапе заключения договоров, но, вплоть до их завершения, в том числе путем разрешения споров системой государственного правосудия. Таким образом, по мнению коллегии, императивные требования Лесного кодекса (ст. 1, 74, 101 в совокупности) не допускают возможность рассмотрения в третейских судах не только споров, возникающих при передаче лесных участков в аренду, но и конфликтов, связанных с изменением, исполнением, расторжением и недействительностью соответствующих договоров. «Третейские суды не обладают компетенцией на рассмотрение споров ни при заключении договоров аренды лесных участков, ни по вопросам их недействительности», — сделали вывод Сарбаш, Бабкин и Панова.

Во время рассмотрения дела на заседании президиума во вторник на прошлой неделе Оксана Грибко, представлявшая карельские власти, вспомнила старый довод своего ведомства о необъективности суда в этом споре и повторила аргументацию тройки ВАС об особом регулировании отношений с использованием лесных участков и неарбитрабельности вытекающих из них споров. А ее оппонент — представитель «Форест-групп» Юрий Фогельсон — указывал, что к договорам аренды лесного участка применяются нормы Гражданского кодекса, к тому же в деле речь шла именно о неисполнении гражданской обязанности — выплаты арендных платежей, а не, например, о незаконных рубках, влекущих публично-правовую ответственность.

Заметил он также, что министерство как более сильная сторона оспаривает, по сути, условия договора, который в свое время по своей инициативе и заключило. «Когда нашего оппонента решения третейского суда устраивают, он их не оспаривает. Это двойные стандарты», — заявил юрист и попросил отказать заявителю. Но судьи после совещания решили иначе. Президиум отменил все акты по делу, а также решение третейского суда, а иск министерства удовлетворил.

Эксперты с такой позицией не согласны и называют ее «неубедительной». «Не совсем оправданным», особенно с учетом обсуждаемой потребности развития альтернативных институтов разрешения споров, считает абсолютный запрет на рассмотрение таких споров третейскими судами юрист адвокатского бюро «Линия права» Алексей Костоваров. С позицией ВАС не согласна и адвокат «Юков и партнеры» Марина Краснобаева. «Договор аренды лесного участка ничем не отличается от многих других договоров, споры из которых традиционно рассматривают третейские суды, — замечает юрист. — С таким же успехом из [их] компетенции можно изъять все договоры с бюджетными средствами». Краснобаеву не убедила логика тройки ВАС, превратившей стандартный гражданско-правовой договор в «какую-то чуть ли не новую конструкцию».

Автор: Наталья Шиняева (источник: pravo.ru)

 

Последние консультации

  • Увольнение без моего согласия
    пытаются уволить по согласию сторон предлагают два голых оклада, я против. Работаю по договору. хотелки нового руководства. Как быть? 

  • Снятие с регистрационного учета. Как выписать бывших членов семьи?
    Здравствуйте, уважаемый адвокаты. У меня такой вопрос. Я проживаю в квартире вместе с сыном и мужем. Право собственности на квартиру принадлежит мне (1/3 доли), сыну (1/3) доли, и моей внучке (1/3) доли. Внучка с матерью (бывшей женой моего сына, прописанной в нашей квартире) уже около трех лет проживают в другом регионе, не участвуют в общих семейных делах, за квартиру не платят. Скажите, можно ли их каким-нибудь образом выписать из квартиры внучку и бывшую жену сына? И если можно, то кто должен писать заявление в суд - я или сын? Или мы должны подать совместное заявление, так как оба являемся собственниками? Или если же выписать нельзя, то как нам снизить размер платы за жилье, чтобы внучку и бывшую жену мужа не брали в учет при составлении квитанции за жилье? Большое спасибо.

  • Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?
    В 2007г. произошёл пожар в сельской местности по вине соседей. инспектор ОГПН МЧС перенёс очаг возгорания в моё подворье (сговор или взятка). В 2008г. добился через прокуратуру возбуждения уг. дела(ст.168 УК), но ОВД "не заинтересовано" в расследовании, отказывает в почерковедческой экспертизе и т.д. Провёл собственное расследование. Подделка подписей очевидцев, Определение без подписей, на одном из них сомнительные печати, искажение показаний в Отказном производстве и т.п. Признаки состава преступления по ст.ст.8, 140,285,303 УК. Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?