Верховный Суд РФ: О третьем пакете президентских поправок в Уголовный кодекс
Верховный Суд РФ дал официальный отзыв на проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации».
Поддерживая концепцию законопроекта в целом, ВС РФ считает возможным обратить внимание на следующее.
В Общей части УК РФ предлагается внести изменения в статью 15, определяющую правила отнесения преступлений к различным категориям.
С учётом особенности (специфичности) предлагаемого института, обусловленной необходимостью переоценки судом обстоятельств дела, в том числе характера и степени общественной опасности деяния, а также общественной опасности виновного лица, по мнению Верховного Суда РФ, новая редакция статьи 15 УК РФ не должна иметь обратной силы. В связи с этим в законопроекте следует предусмотреть соответствующий механизм применения данной нормы.
Законопроектом предусматривается новый вид наказания принудительные работы, которые заключаются в привлечении осуждённого к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с частью 3 статьи 531 УК РФ принудительные работы, предусматриваются как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой и средней тяжести, а также за совершение впервые некоторых тяжких преступлений. Это положение законопроекта реализуется в соответствующих статьях Особенной части УК РФ, в санкциях которых предусмотрены принудительные работы как альтернатива лишению свободы.
В части 1 проектной статьи 531 УК РФ предусмотрено, что если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придёт к выводу о возможности исправления осуждённого без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осуждённому наказание в виде лишения свободы принудительными работами. Однако содержание этой нормы не отвечает критерию ясности и определённости, поскольку институт замены наказания существенно отличается от института назначения наказания.
По смыслу статьи 531 УК РФ можно сделать вывод, что действие части 1 этой нормы распространяется на случаи, когда санкция статьи Особенной части УК РФ не предусматривает возможности назначения наказания в виде принудительных работ. Однако в части 1 статьи 531 УК РФ не установлены условия, обстоятельства, имеющие значение для замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами, такие как, например, категория преступления, срок назначенного наказания в виде лишения свободы. Также не ясно, должен ли срок принудительных работ в случае его применения в порядке замены быть равным сроку назначенного наказания в виде лишения свободы или он может не зависеть от этого срока.
В связи с введением нового вида наказания Уголовно-исполнительный кодекс РФ предлагается дополнить главой «Исполнение наказания в виде принудительных работ», в которой, в частности, предусмотрено, что лица, осуждённые к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, а также осуждённые, которым неотбытая часть лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счёт государства к месту отбывания наказания самостоятельно.
В части 4 статьи 602 и части 2 статьи 601.7 УИК РФ в редакции законопроекта предлагается предусмотреть, что в случае уклонения от отбывания принудительных работ осуждённый объявляется судом в розыск.
Следует отметить, что принятие решения о розыске лица, уклоняющегося от отбывания наказания, не является мерой, необходимой для обеспечения судопроизводства, поскольку вступивший в законную силу приговор обращен судом к исполнению в порядке, предусмотренном главой 46 УПК РФ.
Из приведённых норм не усматривается, что для объявления в розыск лиц, уклоняющихся от уголовного наказания, требуется судебное решение. Необходимость принятия судебного решения по этому вопросу также не вытекает из действующих положений УПК РФ. Кроме этого, вопрос о розыске осуждённого, уклоняющегося от отбывания наказания, не включен в предусмотренный статьей 397 УПК РФ перечень вопросов, подлежащих рассмотрению судом в связи с исполнением приговора.
ВС РФ полагает, что полномочия по объявлению розыска осуждённого, уклоняющегося от отбывания принудительных работ, могут быть возложены на уголовно-исполнительную инспекцию.
Кроме того, в соответствии с поправками в УК РФ осужденному, признанному больным наркоманией и изъявившему желание добровольно пройти лечение и медико-социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения, но на срок не более 5 лет.
По мнению ВС РФ, из законопроекта не ясно правовое положение лица, прошедшего лечение и реабилитацию.
Помимо этого, законопроект (в частности часть 8 статьи 178.1 УИК РФ) не предусматривает возможность освобождения от наказания либо замены наказания более мягким в случаях, когда осуждённый не отбывал наказания.
Верховный Суд РФ считает, что изложенные обстоятельства могут создать препятствия (трудности) для применения указанных норм на практике.
Значительные редакционные изменения предполагается внести в статьи главы 28 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации». При этом в примечании к статье 272 УК РФ даётся понятие «компьютерная информация» — сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов независимо от средств их хранения, обработки и передачи.
Предложенный в примечании термин «электрические сигналы» не вносит достаточной ясности в определение понятия и требует дополнительного пояснения.