Вступил в силу закон о блогерах
1 августа вступил в действие так называемый закон о блогерах — поправки в закон «Об информации» и другие законодательные акты «в целях упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей». Этот закон в апреле был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации, а в мае его подписал президент Владимир Путин.
В документе впервые было дано определение блогера: это «владелец сайта и (или) страницы сайта, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более 3 тыс. пользователей сети Интернет». Таким образом, под действие закона теоретически подпадает любая площадка с ежедневной аудиторией свыше 3 тыс. человек.
Впрочем, Роскомнадзор ранее заявлял, что будет трактовать понятие «блогер» уже. «Если вы создаете сайт, где будут публиковаться изречения от конкретного физического лица, то этот ресурс можно назвать блогером», — сообщал пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский.
Причем блогер необязательно должен находиться в России. Норма распространяется, по словам Ампелонского, на всех, «кто пишет на русском языке и для российской аудитории». Каким образом Роскомнадзор обеспечит исполнение российского закона за рубежом, в ведомстве пока не уточняют. «На все вопросы ответит правоприменительная практика», — говорит Ампелонский.
Какое количество физических лиц затронет закон, непонятно. Открытой статистики о том, сколько всего в Рунете блогеров, в том числе в Twitter и Facebook, с ежедневной аудиторией от 3 тыс., нет. LiveJournal закрыл данные о подписчиках блогеров в апреле 2014 года, сразу после того как Госдума приняла этот закон. В профайлах всех блогеров и сообществ, на которые подписаны более 2,5 тыс. пользователей, теперь размещен указатель «2500+», но конкретное число посещений не раскрывается. В LiveJournal сохранился только топ самых посещаемых блогов — в сутки и «за все время», но и в нем количество заходов на блоги не раскрывается. Свой рейтинг посещаемости блогов закрыл и «Яндекс» — тоже в апреле 2014 года.
В базе данных счетчика LiveInternet, по словам его основателя Германа Клименко, есть около 500 блогеров, которые регулярно привлекают более 3 тыс. уникальных пользователей. Холдинг Rambler & Co., которому принадлежит лицензия на кириллические сервисы LiveJournal, отдельную статистику по «трехтысячникам» не ведет. В марте этого года «Лента.ру» писала со ссылкой на LiveJournal, что его аудитория превысила 43 млн уникальных пользователей, а блогеров с подпиской более 1 тыс. читателей среди них только 6918. В Facebook и Twitter не ответили на запрос РБК. По оценке Клименко, в Facebook около 1,5 тыс. блогеров с аудиторией более 3 тыс. Дать оценки по Twitter он затруднился.