МВД разработало госпрограмму по обеспечению общественного порядка и противодействию преступности

МВД в ближайшие девять лет готово потратить 9,834 трлн руб. на обеспечение общественного порядка и противодействие преступности. Министерство разработало проект одноименной Госпрограммы, рассчитанной на 2012-2020 годы. Она должна определить планы развития предварительного следствия, полиции и внутренних войск МВД. Но самым интересным в этой госпрограмме оказались предварительные прогнозы министерства.

Министерство внутренних дел на своем сайте обнародовало проект Госпрограммы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» для проведения антикоррупционной экспертизы. Основными целями этой программы обозначены «повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, а также доверия к органам внутренних дел РФ со стороны населения». Ее реализация разделена на два этапа: с 2012 по 2015 годы и с 2016 по 2020 годы.

В Госпрограмму войдут четыре подпрограммы: «Предварительное следствие», «Полиция», «Внутренние войска МВД России» и «Обеспечение реализации государственной программы».

При этом МВД допускает, что эта Госпрограмма может быть сорвана или неэффективна, и определяет внутренние и внешние риски. К внутренним отнесены: несоблюдение сроков реализации программы, неэффективное расходование денег или их неосвоение.

Внешних рисков оказалось гораздо больше. Среди них: нормативно-правовые (изменение взглядов руководства страны на структуру и задачи системы МВД России, изменение нормативно-правовой базы в сфере внутренних дел), финансово-экономические и ресурсные (связанные с недостаточным финансированием), социально-экономические (осложнение социально-экономической обстановки в стране, сопровождающееся значительным ростом социальной напряженности, эскалацией протестных настроений в широких слоях общества, дезорганизацией функционирования органов государственной власти, ростом преступности), организационные (реорганизация (ликвидация) важных структурных элементов системы МВД России), природно-техногенные факторы.

Россию ждет рост преступности

МВД отмечает, что в 2010 году продолжилось отмечаемое три предыдущих года сокращение регистрируемой преступности. При этом массив заявлений и сообщений о происшествиях, поступивших в органы внутренних дел, постоянно увеличивается (2010 г. – 23,9 млн; +4,9%). Всего в 2010 году на территории России было зарегистрировано 2,628 млн (-12,2%). Уровень преступности в расчете на 100 тысяч человек составил 1852,4 преступлений и по сравнению с 2009 годом сократился на 258,1 пункта. В тоже время министерство обращает внимание и на распространение в стране экстремизма и терроризма: в 2010 году возросло число зарегистрированных преступлений экстремистской направленности (656; +19,7%) и террористических актов (31; +106,7%).

Согласно предварительным прогнозам министерства, в ближайшие 3-5 лет сохранится тенденция увеличения общественной опасности экстремистских проявлений. При этом продолжится сокращение общего уровня регистрируемой преступности, будет снижаться число зарегистрированных тяжких и особо тяжких посягательств, в том числе убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью. Также сократится и число таких преступлений, оставшихся нераскрытыми. Однако, по данным МВД, в течение 2-3 ближайших лет прогнозируется незначительное увеличение числа лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

При этом в большей части, судя по документу, прогноз у министерства на ближайшие три-пять лет негативный. Прогнозируется усиление криминальной опасности для населения страны: увеличение массива преступлений, совершаемых в общественных местах, рост отдельных видов преступлений как против собственности, так и против личности, криминальная алкоголизация и наркотизация населения, разрастание коррупции.

Одновременно МВД рассуждает и на тему инерционности преступности, то есть того, что криминальная ситуация в настоящий момент во многом определяется преступностью предыдущих лет, а усилия, предпринимаемые государством, окажут свое влияние с запозданием на несколько лет. «Влияние на криминальную ситуацию социально-экономических проблем, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом, еще не только не исчерпало своего потенциала, но и вообще не проявило себя в полной мере», — говорится в документе.

К посткризисным криминогенным факторам МВД относит «рост инфляции, высокий уровень безработицы, невыплату и задержку выплаты заработной платы, повышение уровня бедности населения, увеличение уровня социального неравенства, расширение маргинальных слоев, рост социальной напряженности». «Рост социальной напряженности прогнозируется и из-за снижения авторитета государственной власти, связанного в значительной степени с высоким уровнем коррупции, а также поверхностностью и декларативностью мер по обеспечению правового контроля деятельности политических и экономических элит», — говорится в документе.

При этом в министерстве ожидают возврат к стабильному функционированию и прежним показателям к 2015 году.

Качество предварительного следствия сначала упадет, а потом повысится

Особое внимание МВД уделило предварительному следствию и разработало специальную одноименную подпрограмму, на реализацию которой в течение ближайших восьми лет планируется потратить 324,799 млрд руб. Ее целью обозначено «совершенствование деятельности следователей органов внутренних дел РФ по расследованию преступлений». Это должно быть достигнуто за счет улучшения обеспечения защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, повышение качества и уровня объективности предварительного следствия; возмещение потерпевшим причиненного ущерба; защиты личности от незаконного ограничения прав и свобод в ходе предварительного следствия.

Согласно министерской статистике, в 2010 году в производстве следователей органов внутренних дел находилось более 1,9 млн уголовных дел (на 6,9% меньше чем в 2009 году), свыше 1,3 млн (-5,9%) из них расследовано, 387,8 тыс (-12,2%) направлено в суд. Однако, в главе «Описание основных проблем в сфере реализации подпрограммы» говорится о том, что в 2010 году наблюдалось снижение уровня законности и качества расследования преступлений, а также эффективности деятельности следователей по восстановлению прав потерпевших и возмещению причиненного ущерба. Доля уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования, от числа направленных прокурору с обвинительным заключением увеличилась с 3,8% до 4,4%. Число лиц, реабилитированных на стадии предварительного следствия, возросло с 1335 до 2853 (в 2,1 раза), оправданных судами – с 721 до 876 (на 21,5%). Удельный вес возмещенного ущерба по уголовным делам, оконченным следователями, составил 77,1% (в 2009 году – 82,8%) от фактически причинного.

МВД кратко останавливается на причинах произошедшего. Среди прочих называет реорганизацию ведомственной системы процессуального контроля, сокращение численности территориальных органов предварительного следствия в системе МВД России, отток квалифицированных кадров следователей в другие ведомства, прежде всего в Следственный комитет РФ.

В главе «Прогноз развития сферы реализации подпрограммы» МВД отмечает, что «с учетом продолжения действия негативных факторов… следует ожидать дальнейшего ухудшения результатов деятельности органов предварительного следствия со стабилизацией ситуации к 2013 году. Прекращение действия части из указанных негативных факторов и постепенная их компенсация за счет принятия управленческих решений приведет в последующем, в течение 4-5 лет, к улучшению деятельности органов предварительного следствия до уровня, соответствующего новым условиям», — говорится в документе. Однако министерство подчеркивает, что данный прогноз может быть действителен при отсутствии проявления новых рисков.

Так, на первом этапе в 2012-2015 годах «предполагается преодолеть основные [существующие] проблемы». По окончанию данного этапа должны проявиться позитивные последствия планируемых мер. Планируется, что по итогам данного этапа, в 2015 году, удельный вес уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования, от числа направленных прокурору с обвинительным заключением не превысит значения 2010 года.

Однако на обозримую перспективу – 2012 год – МВД дает неутешительный прогноз: число лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, несмотря на принимаемые меры, может увеличиться.

На следующем этапе в 2016-2020 годах предполагается добиться существенного улучшения значений показателей подпрограммы. Будет достигнуто значительное снижение удельного веса уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования, от числа направленных прокурору с обвинительным заключением, и количества лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности.

Для улучшения качества предварительного следствия разработаны три специальных «мероприятия»: организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных органов предварительного следствия; осуществление ведомственного процессуального контроля; организация расследования преступлений.

В частности, под первым «мероприятием» следует понимать методическое обеспечение расследования, анализ хода и результатов деятельности и подготовку управленческих решений, изучение материалов уголовных дел и рассмотрение ходатайств следователей с подготовкой процессуальных решений, рассмотрении обращений и принятии при их разрешении соответствующих управленческих решений, выявлении и внедрении передового и положительного опыта.

Осуществление ведомственного процессуального контроля направлено на укрепление законности в деятельности следователей. Этот контроль должен осуществляться уполномоченными руководителями органов предварительного следствия и заключаться, в частности, в изучении материалов уголовных дел, принятию процессуальных и управленческих решений по оконченным производством уголовным делам и поступившим ходатайствам следователей, проверке уголовных дел и даче по ним указаний об устранении недостатков.

Полиция желает увеличить количество выявленных «экономических» преступлений

В отдельную подпрограмму «Полиция» выделено развитие деятельности органов внутренних дел. На ее реализацию в ближайшие девять лет планируется потратить 5,267 трлн руб. Ее основными целями являются повышение качества и результативности деятельности полиции, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.

При этом министерство называет и основные проблемы в сфере реализации подпрограммы. К основным внешним проблемам отнесены: замедление темпов роста экономики и сохранение высокого уровня инфляции, низкое доверие граждан к мерам госуправления; значительные масштабы коррупции и излишние административные барьеры; высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации населения; недостаточность уровня правового сознания граждан и развития институтов гражданского общества. К внутренним факторам относятся проблемы, связанные с недостаточной эффективностью деятельности подразделений полиции по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, направленных против жизни, здоровья и собственности граждан; розыску преступников и без вести пропавших граждан; противодействию коррупции и организованной преступности; противодействию экстремизму, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности; обеспечению безопасности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких и множество других.

Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе (3 — 5 лет) в связи с ростом уровня правосознания и социальной активности граждан число обращений в органы внутренних дел будет увеличиваться. Сохранятся тенденции уменьшения количества совершаемых преступлений практически всех основных составов, в том числе убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, грабежей и краж. В тоже время с большой вероятностью повысятся качественные характеристики совершаемых преступлений и тяжесть вызванных ими последствий. Возможен рост числа особо тяжких преступлений корыстно-насильственной направленности, связанных с разбойными нападениями на объекты кредитно-финансовой сферы, организации, предприятия и частные домовладения граждан.

В МВД считают, что можно ожидать увеличения числа пресеченных фактов коррупции и объемов установленного материального ущерба по выявленным преступлениям экономической направленности.

В министерстве отмечают, что «сохранится вероятность возникновения очагов социальной напряженности, вызванных попытками экстремистских организаций дестабилизировать обстановку в обществе. Возможен рост числа несанкционированных митингов и протестных акций, а также количества их участников».

При этом количество неразысканных преступников увеличится в 2012 – 2013 годах увеличится из-за сокращения штатной численности органов внутренних дел, перераспределением функций, но к 2015 году эта тенденция будет преодолена. Прогнозируется некоторое увеличение массива рецидивной преступности и числа преступлений, совершаемых в общественных местах.

На первом этапе реализации подпрограммы планируется реализовать меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии криминальной ситуации в стране и ее стабилизацию. К 2015 году планируется достичь (по сравнению с 2010 годом) увеличения доли выявленных органами внутренних дел тяжких и особо тяжких преступлений в числе преступлений экономической направленности с 64,18 до 64,25%, сокращения числа лиц, необоснованно привлеченных дознавателями к уголовной ответственности, в расчете на 1000 обвиняемых с 3,54 до 3,23 единиц, снижения количества уголовных дел (оконченных дознавателями), возвращенных для дополнительного расследования и пересоставления обвинительного акта с 3,51 до 3,23%; уменьшения количества утраченного и похищенного оружия, зарегистрированного у владельцев в органах внутренних дел Российской Федерации, в расчете на 10 тыс. единиц оружия, с 9,5 до 9,0 условных единиц.

К основным мероприятиям подпрограммы относятся «антикриминальная деятельность», «охрана общественного порядка и профилактика правонарушений», «экспертно-криминалистическая деятельность, «дознание», «содержание, охрана и конвоирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и ряд других.

В рамках «антикриминальной деятельности» планируется, в частности, выработать и реализовать меры, направленные на повышение эффективности деятельности участковых уполномоченных полиции по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений, повышение уровня доверия к ним со стороны населения.

Кроме того, «предполагается повысить эффективность принимаемых мер по охране подозреваемых и обвиняемых лиц при их содержании в ИВС, во время принятия судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, стационарного лечения в медицинских учреждениях (кроме применения принудительных мер медицинского характера) и производства следственных действий». С применением технических средств позиционирования будет усилен контроль за деятельностью подразделений полиции на маршрутах конвоирования подозреваемых и обвиняемых из ИВС в суды всех уровней, следственные изоляторы, медицинские учреждения, санпропускники, обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно в ИВС органов внутренних дел.

Автор: Татьяна Берсенева

 

Последние консультации

  • Увольнение без моего согласия
    пытаются уволить по согласию сторон предлагают два голых оклада, я против. Работаю по договору. хотелки нового руководства. Как быть? 

  • Снятие с регистрационного учета. Как выписать бывших членов семьи?
    Здравствуйте, уважаемый адвокаты. У меня такой вопрос. Я проживаю в квартире вместе с сыном и мужем. Право собственности на квартиру принадлежит мне (1/3 доли), сыну (1/3) доли, и моей внучке (1/3) доли. Внучка с матерью (бывшей женой моего сына, прописанной в нашей квартире) уже около трех лет проживают в другом регионе, не участвуют в общих семейных делах, за квартиру не платят. Скажите, можно ли их каким-нибудь образом выписать из квартиры внучку и бывшую жену сына? И если можно, то кто должен писать заявление в суд - я или сын? Или мы должны подать совместное заявление, так как оба являемся собственниками? Или если же выписать нельзя, то как нам снизить размер платы за жилье, чтобы внучку и бывшую жену мужа не брали в учет при составлении квитанции за жилье? Большое спасибо.

  • Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?
    В 2007г. произошёл пожар в сельской местности по вине соседей. инспектор ОГПН МЧС перенёс очаг возгорания в моё подворье (сговор или взятка). В 2008г. добился через прокуратуру возбуждения уг. дела(ст.168 УК), но ОВД "не заинтересовано" в расследовании, отказывает в почерковедческой экспертизе и т.д. Провёл собственное расследование. Подделка подписей очевидцев, Определение без подписей, на одном из них сомнительные печати, искажение показаний в Отказном производстве и т.п. Признаки состава преступления по ст.ст.8, 140,285,303 УК. Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?