Верховный суд ограничил антимонопольный контроль закупок

8 Авг 2017 На главнойНовости

vs-rf.jpgВерховный суд объяснил, почему признал правоту «Алросы» в споре с антимонопольным органом. Компания искала подрядчика, который построил бы ей дорогу до месторождения в северной Сибири, и в закупке предъявила к нему ряд требований: запретила субподряд и потребовала банковскую гарантию одного из выбранных ею банков. Чиновники решили, что эти условия незаконные, потому что ограничивают число участников закупки. Но Верховный суд пришел к противоположному выводу. Его разъяснения могут порадовать юристов компаний-заказчиков.
Верховный суд ограничил полномочия антимонопольных органов, которые иногда проявляют излишнее рвение в деле проверки закупок. Главная цель заказчика – получить товар или услугу, которые ему нужны, а не обеспечить участие в закупке максимального числа претендентов, указала экономколлегия № 305-КГ17-2243. Дополнительные ограничения могут объясняться не корыстью или злым умыслом, а самим характером закупки – например, если нужно выполнить особо сложные работы, с которыми справится не каждый подрядчик.
По мнению Верховного суда, произвольный контроль за корпоративными закупками не отвечает целям и задачам антимонопольного органа. ВС раскритиковал его и за формальный подход к работе. Чтобы признать требование к участникам закупки незаконным, чиновники должны доказать, что его включили специально для победы определенного субъекта, а сами условия закупки не отвечают целям процедур.
Верховный суд напомнил, что антимонопольный контроль не может вторгаться в коммерческую сферу бизнеса заказчика, комментирует партнер антимонопольной практики Goltsblat BLP Виталий Дианов.
К таким выводам судьи ВС пришли в деле алмазодобывающего гиганта «Алроса», который отстаивал право выдвигать дополнительные условия в запросе предложений на строительство дороги к месторождению в Якутии. ФАС признала незаконными целый ряд условий закупки: запрет привлекать субподрядчиков и требование, чтобы необходимые сотрудники и техника были именно у самого подрядчика. Кроме того, он должен был получить банковскую гарантию в одном из учреждений, одобренных «Алросой» (в ее списке всего 17 банков) и отсутствовать списке недобросовестных поставщиков компании. Эти и другие требования ограничивают количество претендентов на контракт, пришла к выводу антимонопольная служба.
Ограничение — не всегда нарушение
Поскольку нарушения в условиях закупки не повлияли на результат процедуры, чиновники не выдавали предписаний их устранить. Но вопрос для «Алросы», видимо, был принципиальный, и она отправилась в суд обжаловать решение ФАС. Компания напоминала, что подрядчик нужен был не для того, чтобы заменить в офисе плинтус. Он должен был построить дорогу, по которой мог бы следовать тяжелый крупногабаритный транспорт в условиях вечной мерзлоты северной Сибири, где средняя температура зимой -45 градусов.
Три инстанции не придали важности этим аргументам, но Верховный суд встал на сторону добывающей компании. Аргументируя свое решение в определении, ВС не стал спорить, что дополнительные требования сужают круг потенциальных участников закупки. Но их можно признать незаконными лишь тогда, когда они влекут за собой необоснованную конкуренцию и создают неоправданные барьеры. В закупке «Алросы» коллегия под председательством Татьяны Завьяловой не обнаружила таких признаков.
Важно устанавливать не формальные нарушения, а те, которые действительно ограничивают конкуренцию, соглашается юрист коммерческой группы Vegas Lex Юлия Полякова. По ее словам, антимонопольные органы в последнее время часто слишком широко трактуют закон. Они могут выдавать предписания об устранении нарушений независимо от того, наступили ли негативные последствия. «Поэтому даже добросовестный заказчик, полностью соблюдающий свое положение о закупках, не может быть уверен, что процедура завершится успешно», — жалуется Полякова. Верховный суд сделал акцент на необходимости исследовать реальные последствия включения спорных условий, ведь любое требование к претендентам по определению сужает их круг, добавляет Мария Девятерикова из АБ «Казаков и партнеры». Кроме того, продолжает она, ВС опять напомнил чиновникам, что заказчики имеют право запретить субподряд. Хотя такую позицию сформулировал еще ВАС в далеком 2010-м, антимонопольному органу продолжает казаться, что это само по себе ограничивает конкуренцию.
В целом определение ВС может помочь унифицировать подход в подобных спорах, потому что практика антимонопольных органов и судов здесь противоречива, надеется руководитель практики «Размещение заказа. Административное и судебное обжалование» юргруппы «Яковлев и партнеры» Екатерина Смирнова.

 

Оставить комментарий

Последние консультации

  • Увольнение без моего согласия
    пытаются уволить по согласию сторон предлагают два голых оклада, я против. Работаю по договору. хотелки нового руководства. Как быть? 

  • Снятие с регистрационного учета. Как выписать бывших членов семьи?
    Здравствуйте, уважаемый адвокаты. У меня такой вопрос. Я проживаю в квартире вместе с сыном и мужем. Право собственности на квартиру принадлежит мне (1/3 доли), сыну (1/3) доли, и моей внучке (1/3) доли. Внучка с матерью (бывшей женой моего сына, прописанной в нашей квартире) уже около трех лет проживают в другом регионе, не участвуют в общих семейных делах, за квартиру не платят. Скажите, можно ли их каким-нибудь образом выписать из квартиры внучку и бывшую жену сына? И если можно, то кто должен писать заявление в суд - я или сын? Или мы должны подать совместное заявление, так как оба являемся собственниками? Или если же выписать нельзя, то как нам снизить размер платы за жилье, чтобы внучку и бывшую жену мужа не брали в учет при составлении квитанции за жилье? Большое спасибо.

  • Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?
    В 2007г. произошёл пожар в сельской местности по вине соседей. инспектор ОГПН МЧС перенёс очаг возгорания в моё подворье (сговор или взятка). В 2008г. добился через прокуратуру возбуждения уг. дела(ст.168 УК), но ОВД "не заинтересовано" в расследовании, отказывает в почерковедческой экспертизе и т.д. Провёл собственное расследование. Подделка подписей очевидцев, Определение без подписей, на одном из них сомнительные печати, искажение показаний в Отказном производстве и т.п. Признаки состава преступления по ст.ст.8, 140,285,303 УК. Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?