Правительство задумало реформу вознаграждения топ-менеджеров госкомпаний

9 Авг 2016 На главнойНовости

К1415499_roubles.jpgак выяснил РБК, в министерствах готовят реформу системы вознаграждения руководителей госкомпаний. Бонусы топ-менеджеров будут зависеть от достижения целевых показателей, а неэффективных управленцев уволят

Госкомпании без целей

В распоряжении РБК оказался доклад экспертного совета при правительстве о первых итогах выполнения государственными компаниями своих долгосрочных программ развития (ДПР) и достижения менеджментом госкомпаний собственных ключевых показателей эффективности (КПЭ). Документ еще в марте был направлен министру по делам «открытого правительства» Михаилу Абызову.

Госкомпании должны были разработать и принять долгосрочные программы развития по поручению президента Владимира Путина по итогам послания Федеральному собранию в 2013 году. В них Путин потребовал обозначить цели развития компании и показатели персональной ответственности руководства, а также ответственность за невыполнение задач. В ноябре 2015 года премьер Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития, Росимуществу и Абызову собрать с госкомпаний отчеты и проанализировать, как выполняются поручения Путина.

Экспертный совет пришел к выводу, что не все госкомпании послушались президента. Например, «Аэрофлот», «Шереметьево», Новороссийский морской торговый порт, Объединенная зерновая компания и «Системный оператор» не отчитались перед экспертным советом о причинах отклонения фактических показателей КПЭ от плановых. У «Аэрофлота» отсутствует анализ исполнения долгосрочных программ и их влияния на показатели эффективности менеджмента. «РусГидро»,«Ростелеком», «Транснефть» и Федеральная сетевая компания (ФСК) не сообщили о влиянии результатов ДПР и достижения КПЭ на переменную часть вознаграждения менеджмента. Примерно в половине госкомпаний советы директоров не рассматривают системно результаты исполнения ДПР и достижения КПЭ. Среди них — «Интер РАО», «РусГидро», «Российские ипподромы», «Системный оператор».
Ответственность за некачественные отчеты госкомпаний лежит на ведомствах, считает экспертный совет, указывая в числе отстающих Минэнерго, Минтранс и Минкомсвязи. Они не работают системно с госкомпаниями и не оценили эффективность их менеджмента, сказано в докладе. По мнению экспертов, качественно работа выстроена только в Минфине и Минпромторге.

О выводах экспертного совета Абызов сообщил в письме (также есть у РБК) вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Абызов пишет, что требования к ведомствам контролировать госкомпании и их менеджмент являются исполнимыми и некачественная работа чиновников требует соответствующей оценки.

Ограничение бонусов

Реакция Дворковича была жесткой. В конце июля вице-премьер поручил (копия поручения есть у РБК) Минэкономразвития, Росимуществу, Минтрансу, Минсельхозу, Минэнерго, Минсвязи и Абызову в течение двух месяцев унифицировать систему вознаграждения и ответственности топ-менеджмента госкомпаний. Переменная часть (месячная, квартальная и годовая) вознаграждения руководителя госкомпании должна зависеть от достижения им КПЭ, сказано в поручении. В трудовые договоры руководителей и их заместителей будут внесены дополнения, по которым топ-менеджеров можно будет увольнять за недостижение целей. Также Дворкович потребовал наладить контроль за реализацией госкомпаниями своих долгосрочных программ и представить предложения по привлечению к персональной ответственности чиновников, руководителей и членов совета директоров, по вине которых было сорвано поручение президента. Представитель Дворковича от комментариев отказался.
Зарплаты в госкомпаниях состоят из фиксированной и премиальной частей, рассказывает сотрудник аппарата правительства. По его словам, соотношение между окладом и премией в госкомпаниях разное, но во многих премиальная часть уже зависит от KПЭ, которые утверждаются советом директоров исходя из целей долгосрочных программ. «Есть соответствующие рекомендации Росимущества, и большинство компаний их реализуют. Скорее всего, они просто не успели отчитаться перед экспертным советом», — полагает собеседник РБК. Также правительство и сейчас может уволить любого топ-менеджера, проведя решение через совет директоров госкомпании, резюмирует он.

Госкомпании неохотно раскрывают информацию о том, как формируется вознаграждение их руководителей, соглашается участник экспертного совета правительства Игорь Шленский. «Только по нескольким компаниям точно известно, что есть привязка бонусов к ДПР. Но большинство это не сделали или не раскрывают об этом информацию». Для начала нужно четко увязать переменную составляющую вознаграждения с достижением целей ДПР хотя бы у руководителей госкомпаний, чтобы в дальнейшем распространить эту практику на весь топ-менеджмент, говорит Шленский. По его мнению, возможность разрыва трудового договора важна, однако это не значит, что нужно увольнять топ-менеджеров за любую ошибку. «Причины, что цели не достигнуты, могут быть объективными, например состояние экономики», — поясняет эксперт.

Большинство госкомпаний не раскрывают доходы своих руководителей, публикуя лишь общую сумму выплат руководящему персоналу. Среди опрошенных РБК госкомпаний («Газпром», «Роснефть», Федеральная сетевая компания, «РусГидро», «Россети», «Аэрофлот» и «Шереметьево») только в ФСК раскрыли доход председателя правления. Андрей Муров заработал в 2015 году 80,9 млн руб., из которых на премии пришлось 51,7 млн руб. Представители большинства госкомпаний сказали, что у них долгосрочные программы приняты, КПЭ топ-менеджмента учитывают реализацию программ и руководители уже несут ответственность за достижение этих целей.

У топ-менеджеров до 50% вознаграждения должно быть привязано к долгосрочным целям и выплачиваться не чаще раза в год, считает бывший член совета директоров крупной госкомпании. «Сейчас же бонусы во многих госкомпаниях выплачиваются даже при убытке и падении капитализации», — отмечает он. По словам собеседника РБК, долгосрочные программы разрабатывались в 2014 году, когда не был понятен масштаб санкций и проблем в экономике. «Многие программы уже неактуальны», — резюмирует он.

 

Оставить комментарий

Последние консультации

  • Увольнение без моего согласия
    пытаются уволить по согласию сторон предлагают два голых оклада, я против. Работаю по договору. хотелки нового руководства. Как быть? 

  • Снятие с регистрационного учета. Как выписать бывших членов семьи?
    Здравствуйте, уважаемый адвокаты. У меня такой вопрос. Я проживаю в квартире вместе с сыном и мужем. Право собственности на квартиру принадлежит мне (1/3 доли), сыну (1/3) доли, и моей внучке (1/3) доли. Внучка с матерью (бывшей женой моего сына, прописанной в нашей квартире) уже около трех лет проживают в другом регионе, не участвуют в общих семейных делах, за квартиру не платят. Скажите, можно ли их каким-нибудь образом выписать из квартиры внучку и бывшую жену сына? И если можно, то кто должен писать заявление в суд - я или сын? Или мы должны подать совместное заявление, так как оба являемся собственниками? Или если же выписать нельзя, то как нам снизить размер платы за жилье, чтобы внучку и бывшую жену мужа не брали в учет при составлении квитанции за жилье? Большое спасибо.

  • Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?
    В 2007г. произошёл пожар в сельской местности по вине соседей. инспектор ОГПН МЧС перенёс очаг возгорания в моё подворье (сговор или взятка). В 2008г. добился через прокуратуру возбуждения уг. дела(ст.168 УК), но ОВД "не заинтересовано" в расследовании, отказывает в почерковедческой экспертизе и т.д. Провёл собственное расследование. Подделка подписей очевидцев, Определение без подписей, на одном из них сомнительные печати, искажение показаний в Отказном производстве и т.п. Признаки состава преступления по ст.ст.8, 140,285,303 УК. Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?