Госдума перед выборами президента может лишить КС РФ коллегиальности решений

19 Окт 2010 На главнойНовости

Сегодня Государственная Дума рассмотрит и, несомненно, примет в первом чтении президентский законопроект, серьезно изменяющий механизмы работы Конституционного суда (КС), пишет «Независимая газета». Помимо снятия возрастного барьера для председателя суда документом предусмотрено еще несколько новшеств, заставляющих экспертов связать их с будущими президентскими выборами. Речь идет о резком снижении пропускной способности суда, ужесточении процедуры принятия жалоб от граждан и усилении контроля за судьями со стороны государства.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что документ «направлен на оптимизацию процедуры конституционного судопроизводства в целях повышения ее эффективности». Далее следуют ссылки на использованный авторами проекта опыт российских и зарубежных судов. Однако, утверждают эксперты, документ внушает им серьезные опасения за судьбу судебной реформы. Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова в первую очередь обращает внимание на неизбежное сокращение пропускной способности этой структуры. Напомним, сегодня дела там рассматривают две палаты и пленум. По новому закону останется лишь последний, третий состав суда — все заседания будут проводиться только в рамках пленума. И поэтому количество рассматриваемых жалоб неизбежно уменьшится — в два-три раза.

Одно из главных изменений в порядке функционирования КС — отмена возрастного ценза для председателя. Напомним, что до этого уже была изменена процедура назначения главы КС: после отмены порядка утверждения этой кандидатуры судьями его стал назначать Совет Федерации по предложению президента. Теперь этот пост практически может стать пожизненным. Между тем в законе о Конституционном суде провозглашен принцип равенства судей — в правовом статусе. Что и обеспечивает сегодня их независимость. В законопроекте заложено и еще одно новшество. Сейчас верхняя палата имеет право отстранить судью только в случае совершения им «порочащего поступка». Да и тогда сначала за это решение должен проголосовать КС — по меньшей мере двумя третями голосов. По новому закону СФ будет решать вопрос об удалении судьи с должности и по другим основаниям. Например, в тех случаях, если судья более двух раз пропускал заседания суда. Или если он отказался от участия в голосовании. «Как Совфед собирается доказывать отсутствие судьи на заседании или отказ его от голосования? — пытается понять логику авторов законопроекта Морщакова. — Ведь существует понятие тайны совещания судей. Парламент будет вызывать судей на ковер и брать у них показания?»

Дискриминации подвергаются не только не только судьи КС. Закон предусматривает сокращение возможностей граждан обращаться в Конституционный суд с запросами. Произойдет это за счет ужесточения условий, на которых КС принимает жалобы. Например, человеку предъявляют требование освободить жилое помещение, ссылаясь на норму закона, и сегодня ее он может сразу же обжаловать в КС. После принятия закона гражданин должен будет дожидаться решения суда, который подтвердит его выселение. И только потом пойдет в КС — чтобы обжаловать закон, на основании которого это произошло. «Фигурально выражаясь, — поясняет ситуацию Морщакова, — человек, если бы он мог быть приговорен к смертной казни, сейчас имеет право оспорить в КС возможность применения к нему этой меры. После принятия закона у него примут жалобу только после того, как он будет приговорен к смертной казни».

Эти положения документа называет весьма дискуссионными юридический советник Совета Федерации Сергей Попов: «Введение дополнительных ограничений для жалоб, направляемых гражданами в Конституционный суд, неуместно». По мнению эксперта, Дума перед принятием закона должна была провести парламентские слушания.

Еще одна важная деталь: закон не только втрое сокращает число слушаний за счет перенесения их исключительно на пленум, но и отменяет принцип непрерывности рассмотрения дел. Поскольку самым абсурдным образом разрешает, не «разделавшись» с предыдущим делом, приступать к следующему. Сегодня КС не может начать пленарное заседание но новому делу, не закончив рассмотрение предыдущего.

Таким образом, изменения, предложенные президентским законопроектом, действительно масштабны — текст пояснительной записки находит свое подтверждение. Правда, смысл этой масштабности совсем не там, где видят его авторы документа.

Председатель перестает быть первым среди равных. Его статус резко возрастает на фоне падения полномочий его коллег и сокращения числа дел, подлежащих рассмотрению.

Конституционный суд лишается того, что всегда составляло его сущность — коллегиальности решений. Резко возрастет количество дел на пленумах, что реально ограничит возможности каждого судьи вникать в сущность каждого дела.

Идеальным направлением на пути вертикализации власти назвал реформу Конституционного суда  член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: «Суд на то и суд, что он независим от властных структур и имеет прямые контакты с обществом. Суд должен контролировать вертикаль власти, а не принадлежать ей. А у нас получается, что КС будет неким институтом в рамках исполнительной власти. Судью будут увольнять с подачи президента.

При всех наших судебных проблемах, отмечает эксперт, Конституционный суд оставался последней надеждой для граждан, «желающих обратить внимание государства на свои нужды — самые разнообразные: пенсии, квартиры, несправедливые решения судов… Теперь вся судебная система будет сосредоточена в рамках исполнительной власти, где существует жесточайшая иерархия, как формальная, так и не формальная. Это еще один шаг, причем очень быстрый, на пути к жесткому авторитаризму. Достраивается последний этаж вертикали».

По мнению Малашенко, реформированный КС будет остро востребован властью уже сегодня, в самом начале неформальной президентской избирательной кампании. Потому что он станет заслонкой на пути многочисленных жалоб граждан, озабоченных непопулярными мерами правительства, неизбежными в период модернизации. Особенно удобной выглядит в этой связи норма, способствующая затягиванию рассмотрения жалоб, отмечает глава Института глобализации Михаил Делягин.

Законопроект нужен российской бюрократии, уверен Алексей Малашенко: «Кто бы ни был президентом — это самозащита. Потому что в результате на эту бюрократическую, корпоративную систему скоро будет просто некому жаловаться. Это старая советская практика — когда вы писали заявление на второго секретаря обкома, ему же это письмо и попадало».

Депутат Госдумы от КПРФ Вадим Соловьев указывает — процедура обращения в КС и раньше была довольно сложной, а теперь, когда число заседаний уменьшается, а сроки растягиваются, процедура лишается смысла: «Отныне, прежде чем обратиться в КС, надо будет пройти остальные судебные инстанции. Совет Европы от этого уходит, а мы используем порочную практику». Соловьев уверен — «проект принимается под выборы-2012″. И указывает в связи с этим на резкий рост обращений в КС по политическим вопросам: «Общее количество таких жалоб в последнее время увеличилось в разы». Политик приводит пример: «Недавно мы ходили в КС с жалобой по Алтайскому краю на монополию ЕР. Партия заняла все должности в законодательных органах власти, и освобожденные депутаты только ее и представляли». Это обращение было оперативно рассмотрено в КС, но в будущем аналогичное задержится в Конституционном суде на годы, считает собеседник «НГ»: «Делается все, чтобы жалобы утопить. И делается это под будущего президента».

Кто бы ни был кандидатом от партии власти на выборах, замечает парламентарий, «у него в руках окажется сильное оружие»: «Выборы будут очень жесткими. Региональные кампании показали, что либеральные разговоры, подобные тем, что слышались на последних госсоветах, закончились. Для того чтобы выиграть обе гонки, власти нужен чрезвычайно жесткий административный ресурс. Она это понимает и готовит для себя правовой плацдарм».

Заметим, рассмотрение президентской инициативы в Думе идет в скоростном порядке. Морщакову это обстоятельство удивляет: «В КС пожара нет. Почему отменен месячный срок для обсуждения?»

Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» в конце сентября. Законопроект направлен на оптимизацию процедуры конституционного судопроизводства в целях повышения ее эффективности. С учетом накопившегося опыта конституционного судопроизводства в Российской Федерации, а также опыта конституционного судопроизводства в конституционных судах иностранных государств законопроектом предусматривается установить возможность рассмотрения определенной категории дел в заседании Конституционного Суда Российской Федерации без проведения слушаний. В частности, предусматривается, что Конституционный Суд может в таком порядке проверять по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлениями Конституционного Суда, сохраняющими силу, либо вытекают из них, а также что оспариваемая заявителем норма, ранее уже признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда, сохраняющим силу, применена в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

 

Оставить комментарий

Последние консультации

  • Увольнение без моего согласия
    пытаются уволить по согласию сторон предлагают два голых оклада, я против. Работаю по договору. хотелки нового руководства. Как быть? 

  • Снятие с регистрационного учета. Как выписать бывших членов семьи?
    Здравствуйте, уважаемый адвокаты. У меня такой вопрос. Я проживаю в квартире вместе с сыном и мужем. Право собственности на квартиру принадлежит мне (1/3 доли), сыну (1/3) доли, и моей внучке (1/3) доли. Внучка с матерью (бывшей женой моего сына, прописанной в нашей квартире) уже около трех лет проживают в другом регионе, не участвуют в общих семейных делах, за квартиру не платят. Скажите, можно ли их каким-нибудь образом выписать из квартиры внучку и бывшую жену сына? И если можно, то кто должен писать заявление в суд - я или сын? Или мы должны подать совместное заявление, так как оба являемся собственниками? Или если же выписать нельзя, то как нам снизить размер платы за жилье, чтобы внучку и бывшую жену мужа не брали в учет при составлении квитанции за жилье? Большое спасибо.

  • Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?
    В 2007г. произошёл пожар в сельской местности по вине соседей. инспектор ОГПН МЧС перенёс очаг возгорания в моё подворье (сговор или взятка). В 2008г. добился через прокуратуру возбуждения уг. дела(ст.168 УК), но ОВД "не заинтересовано" в расследовании, отказывает в почерковедческой экспертизе и т.д. Провёл собственное расследование. Подделка подписей очевидцев, Определение без подписей, на одном из них сомнительные печати, искажение показаний в Отказном производстве и т.п. Признаки состава преступления по ст.ст.8, 140,285,303 УК. Могу ли я, как потерпевший, истребовать образцы подписи и печати нач. ОГПН?